Актуальность
Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. В этот период важно заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Именно поэтому проблема формирования самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи является в наши дни весьма актуальной.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Также самооценка может рассматриваться и как важное условие и средство становления этапов формирования самосознания как образ «Я».
Формирование самосознания ребенка, способность к самооценкам своих поступков, действий, приоритетов происходит к концу старшего дошкольного возраста. Для этого необходима положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, любовь и уважение со стороны родителей, воспитателей, сверстников, а также социальная роль. Сравнивая мнение о себе окружающих его людей, у ребенка формируется самооценка.
У детей с ОНР помимо нарушений речи нарушаются в той или иной степени и все высшие психические функции. В связи с этим ребёнок с речевыми нарушениями становится неуверенным в себе, замкнутым. У него снижается мотивация, прослеживаются трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками, конфликтность. Ребёнок неспособен совершать действия для достижения поставленных целей; не улавливает рассуждений воспитателя и тем более других детей, неусидчив; такой дошкольник избегает выполнения поручений, требующих сосредоточения, волевых усилий и преодоления трудностей. При общем недоразвитии речи у детей вследствие нарушения коммуникации часто происходит искажение формирования самооценки.
Для приобщения ребенка к социальному миру, построение отношений со сверстниками был организован и проведен проект «Я звезда». Проект направлен на формирование самооценки у старших дошкольников с ОНР, т.е. повышение заниженной самооценки, до уровня адекватной, а также нормализация завышенной до уровня нормальной (адекватной).
Цель проекта: Принятие ребенком своего «Я» и формирование адекватной самооценки.
Приоритетные образовательные результаты:
— формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере с осознанием ценности здорового и безопасного образа жизни.
Ожидаемые результаты:
— Изменение самооценки детей.
— Сплочение детского коллектива, улучшение взаимоотношений, дружеские связи.
— Расширение жизненного опыта ребенка.
— Готовность к школьному обучению.
Описание проекта.
Каждому ребенку в группе предоставляется возможность быть в центре внимания, в течение всей недели ощутить на себе интерес всех детей и педагогов, пройти испытание «вниманием» окружающих к своей персоне.
Воспитатель предлагает детям поучаствовать в проекте «Я звезда».
Реализация проекта начинается с закрепления за каждым ребенком его звездной недели на период учебного года.
Распределения детей по учебным неделям может проходить по следующим принципам: по алфавиту, методом жеребьевки, по дням рождения детей, по инициативе детей и их родителей. Желательно чередовать активных и менее активных детей в течение года.
После распределения каждой недели, воспитатель совместно с детьми изготавливает наглядный «календарь», где фиксируется очередность участия детей в проекте. Этот календарь вывешивается на видном месте, чтобы у детей и их родителей была возможность подготовиться и настроиться на участие в проекте. Дети, которые уже приняли участие в проекте «Я звезда», на календаре отмечаются звездочкой. Каждый день посвящен определенной видам деятельности, в которой активное участие принимает ребенок.
В первый день недели ребенок – «звезда» — рассказывает о себе, своей семье, о том, что любит, чем интересуется. Форма представления может быть разнообразной, зависит от выбора детей и их родителей. В ходе проекта участники нашей группы использовали следующие способы представления: плакаты, фотоколлажи, видеоролики, фотопрезентации, видео из семейного архива.
В последующие дни недели «звезда» демонстрирует свои увлечения, приносит игрушки и игры из дома, книги, журналы, альбомы, рассказывает, показывает и обучает детей своим любимым играм. Если ребенок посещает дополнительные занятия вне стен детского сада, он имеет возможность принести атрибуты для занятий, форму, награды, грамоты, видео с соревнований и выступлений.
Последний день недели – завершающий. В этот день подводятся итоги прошедшей недели. Участники проекта делятся впечатлениями о том, что узнали о «звезде», высказывают пожелания, совместно с педагогами проводят игры-благодарности. Дети делают подарки «звезде недели» с пожеланиями и добрыми словами на память.
Для успешного представления ребенка, в группе создали уголок «Звезды недели» — полочка, мольберт, на которых размещались материалы ребенка (фотогазета, фотоальбомы, поделки, любимые игрушки, любимые книги, альбомы, журналы, папки с рисунками, предметы коллекции).
Каждый ребенок в течение всей недели имел свободный доступ к представленным материалам, (мог посмотреть книги, фотографии, поиграть в игры), таким образом еще раз приобщиться к жизни одногруппника.
Родители играют большую роль в реализации проекта. Они совместно с детьми выбирают форму представления ребенком самого себя, помогают ему раскрыться, могут принять непосредственное участие в выступлении, а также организовывают техническую поддержку, т.е. помогают составить фотоколлажи, сделать видеоролики, подборку игр, игрушек, спортивного инвентаря.
План работы с детьми в основном этапе проекта
День недели | Содержание дня |
Понедельник | День знакомства (не перебивать, не оценивать, не критиковать) Представление ребенка. Оформление уголка «Звезды недели» (фото, игрушки, книги) Коммуникативные игры |
Вторник | День игр. Приносит любимую игрушку, игру. Рассказывает о ней. Обучение детей любимой игре. Играет в любимые игры, берет на себя (по желанию) роль ведущего. |
Среда | Познавательный день. Что интересно, о чем хотел бы рассказать, увлечения. Поделиться впечатлениями. Приносит книги, энциклопедии познавательного характера, предметы, коллекции. Настольно-печатные, дидактические игры. Спортивные достижения. Исследовательская деятельность (ребенок проводит опыты). |
Четверг | Художественно-творческий день Чтение любимых стихов, рассказов, сказок. Индивидуальные выставки. |
Пятница | Заключительный день Рисуем рисунки, делаем поделки для звезды Коммуникативные игры «Какие приятные слова ты хотел бы сказать» «Что хотел бы подарить, пожелать» «Я благодарю за…» «Что интересного узнал от…» |
Вывод
При проведении теоретического анализа были определены необходимые условия для развития самооценки: создание ситуации успеха; ситуация выбора; обмен ролями.
Изучая самооценку детей старшего дошкольного возраста, была использована методика «Лесенка» В.Г. Щур. (Приложение 1)
Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей. Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми.