Творческая группа педагогов:

  • Дмитриева Н.Г.-учитель-логопед
  • Прокопьева О.В-учитель-логопед
  • Филиппова С.Е.-учитель-логопед
  • Лагункова М.П-музыкальный руководитель
  • Соболева Т.В.-педагог-психолог

                   Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что театральная деятельность в детском саду является наиболее эмоциональным звеном коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Не менее важным фактом является то, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир, учится общаться, говорить, фантазировать, проявлять творчество. Театрализовано-игровая деятельность позволяет развивать ребенка непринужденно, внося в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, уверенности в своих силах.
                   Цель: Объединение обучение и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
                   Задачи:
Воспитание у  детей  бережного и грамотного отношения к природе.
Воспитание толерантного отношения к особенным людям.
Развитие устной речи детей через рассуждение, выражение своих мыслей и чувств.
Обогащение   знаний  родителей  о способах и приемах  развития и воспитания детей.
                   Образовательные результаты:   
Ребенок проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, физических и психических особенностей.
Проявляет уважение и заботу об окружающей среде.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

                   Образовательную практику использования театрализации в работе с детьми ТНР мы реализуем в ДОУ несколько лет. Первоначально  приоритетным для нас было решение коррекционных задач и целей. Театрализация рассматривалась нами как удобный инструмент воспитания интонационной выразительности речи воспитанников, как способ создать игровую ситуацию и тем самым замотивировать детей на решение речевых, коррекционных заданий. Также театрализацию мы использовали в работе с родителями детей с ТНР: создавали совместные спектакли, где актерами были дети и их родители.
                   Развивая нашу практику далее, мы немного изменили  ее название, добавив выражение « Различные аспекты использования театрализации в работе с детьми с ТНР.» Вызвано это тем, что развивая нашу практику, мы решили не ограничиваться образовательной областью «Речевое развитие», а попытаться реализовать задачи из области «Социально-коммуникативное развитие».
                   Социально-коммуникативное развитие по ФГОС  – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит не только в том, чтобы из его стен вышли воспитанники с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстникам.
                   Театр — это отличный инструмент нравственного воспитания детей. Через короткий спектакль можно обозначить различные проблемы на понятном детям эмоциональном уровне. Например, воспитание у  детей  бережного и грамотного отношения к природе (куда девать мусор, если ты на природе; как вести себя на природе по отношению к растениям, животным, скалам; как избежать опасностей на природе; почему в заповеднике нельзя собирать грибы и ягоды, и т.д.). Но любые правила данные в готовом виде, могут не быть осознанными и «присвоенными» детьми. Необходимость соблюдать определенные требования к поведению человека на природе дети должны понять сами.
                   Мы поставили небольшой мини-спектакль, где актерами были сами дети. В короткой сценке актеры показали жизнь животных в заповеднике, обыграли появление горе-туристов, которые не знают правил поведения на природе, реакцию на их действия жителей заповедника. Спектакль вызвал эмоциональный отклик у зрителей, желание узнать правила поведения в заповеднике и создать плакат — напоминание для всех туристов. В ходе спектакля дети выполняли различные игровые задания, которые помогали им в самостоятельно делать выводы о правилах поведения человека в природе.
                   Таким образом, мы реализовывали задачи  нравственного воспитания детей,  избегая назидания, заучивания готовых правил,  использовали инициативу и познавательную активность самих воспитанников.
                    Продолжая работу по нравственному воспитанию детей посредством театрализации, мы подняли вопросы толерантного отношения к особенным людям. Это  тема сложная для понимания детей и для иллюстрирования, проигрывания ее в спектакле. Нами был придуман сюжет, где особенности были у животных (например: короткие ушки у зайчика, сломанное крылышко бабочки, черная лапка у рыжей лисички). Герои спектакля -маленькие зверята очень стеснялись своих особенностей, боялись, что над ними будут смеяться, что в любом деле их ждут неудачи. В ходе спектакля  артисты вели активный разговор со зрителями-детьми, дети предлагали различные варианты помощи героям. Дети сами пришли к мысли сделать совместное выступление со зверятами в цирке, помочь героям спектакля поверить в себя, почувствовать себя принятыми в круг друзей.
                     В качестве артистов были также приглашены родители, которые разучивали роль и играли в паре с ребенком. Если ранее на первый план в детско-родительского взаимодействия выходили речевые задачи, то в данной постановке основной акцент — познакомить родителей с приемами нравственного воспитания детей.
                     Речевое развитие детей происходит опосредованно в процессе подготовки к спектаклю и дальнейшем обсуждении его со зрителями. Если ситуация была понятна детям и задела их за живое, то они стремятся высказаться, рассуждать. Таким образом, использование театрализации  способствует развитию и личностных, социальных качеств ребенка и речевых навыков (связной речи), мотивирует ребенка на размышления и рассуждения.