Актуальность
         Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. В этот период важно заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Именно поэтому проблема формирования самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи является в наши дни весьма актуальной.
         Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Также самооценка может рассматриваться и как важное условие и средство становления этапов формирования самосознания как образ «Я».
         Формирование самосознания ребенка, способность к самооценкам своих поступков, действий, приоритетов происходит к концу старшего дошкольного возраста. Для этого необходима положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, любовь и уважение со стороны родителей, воспитателей, сверстников, а также социальная роль. Сравнивая мнение о себе окружающих его людей, у ребенка формируется самооценка.
         У детей с ОНР помимо нарушений речи нарушаются в той или иной степени и все высшие психические функции. В связи с этим ребёнок с речевыми нарушениями становится неуверенным в себе, замкнутым. У него снижается мотивация, прослеживаются трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками, конфликтность. Ребёнок неспособен совершать действия для достижения поставленных целей; не улавливает рассуждений воспитателя и тем более других детей, неусидчив; такой дошкольник избегает выполнения поручений, требующих сосредоточения, волевых усилий и преодоления трудностей. При общем недоразвитии речи у детей вследствие нарушения коммуникации часто происходит искажение формирования самооценки.
         Для приобщения ребенка к социальному миру, построение отношений со сверстниками был организован и проведен проект «Я звезда». Проект направлен на формирование самооценки у старших дошкольников с ОНР, т.е. повышение заниженной самооценки, до уровня адекватной, а также нормализация завышенной до уровня нормальной (адекватной).

Цель проекта: Принятие ребенком своего «Я» и формирование адекватной самооценки.
Приоритетные образовательные результаты:
— формировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере с осознанием ценности здорового и безопасного образа жизни.
Ожидаемые результаты:
— Изменение самооценки детей.
— Сплочение детского коллектива, улучшение взаимоотношений, дружеские связи.
— Расширение жизненного опыта ребенка.
— Готовность к школьному обучению.
Описание проекта.
         Каждому ребенку в группе предоставляется возможность быть в центре внимания, в течение всей недели ощутить на себе интерес всех детей и педагогов, пройти испытание «вниманием» окружающих к своей персоне.
         Воспитатель предлагает детям поучаствовать в проекте «Я звезда».
         Реализация проекта начинается с закрепления за каждым ребенком его звездной недели на период учебного года.
Распределения детей по учебным неделям может проходить по следующим принципам: по алфавиту, методом жеребьевки, по дням рождения детей, по инициативе детей и их родителей. Желательно чередовать активных и менее активных детей в течение года.

        После распределения каждой недели, воспитатель совместно с детьми изготавливает наглядный «календарь», где фиксируется очередность участия детей в проекте. Этот календарь вывешивается на видном месте, чтобы у детей и их родителей была возможность подготовиться и настроиться на участие в проекте. Дети, которые уже приняли участие в проекте «Я звезда», на календаре отмечаются звездочкой. Каждый день посвящен определенной видам деятельности, в которой активное участие принимает ребенок.
        В первый день недели ребенок – «звезда» — рассказывает о себе, своей семье, о том, что любит, чем интересуется. Форма представления может быть разнообразной, зависит от выбора детей и их родителей. В ходе проекта участники нашей группы использовали следующие способы представления: плакаты, фотоколлажи, видеоролики, фотопрезентации, видео из семейного архива.
        В последующие дни недели «звезда» демонстрирует свои увлечения, приносит игрушки и игры из дома, книги, журналы, альбомы, рассказывает, показывает и обучает детей своим любимым играм. Если ребенок посещает дополнительные занятия вне стен детского сада, он имеет возможность принести атрибуты для занятий, форму, награды, грамоты, видео с соревнований и выступлений.
        Последний день недели – завершающий. В этот день подводятся итоги прошедшей недели. Участники проекта делятся впечатлениями о том, что узнали о «звезде», высказывают пожелания, совместно с педагогами проводят игры-благодарности. Дети делают подарки «звезде недели» с пожеланиями и добрыми словами на память.
        Для успешного представления ребенка, в группе создали уголок «Звезды недели» — полочка, мольберт, на которых размещались материалы ребенка (фотогазета, фотоальбомы, поделки, любимые игрушки, любимые книги, альбомы, журналы, папки с рисунками, предметы коллекции).

         Каждый ребенок в течение всей недели имел свободный доступ к представленным материалам, (мог посмотреть книги, фотографии, поиграть в игры), таким образом еще раз приобщиться к жизни одногруппника.
        Родители играют большую роль в реализации проекта. Они совместно с детьми выбирают форму представления ребенком самого себя, помогают ему раскрыться, могут принять непосредственное участие в выступлении, а также организовывают техническую поддержку, т.е. помогают составить фотоколлажи, сделать видеоролики, подборку игр, игрушек, спортивного инвентаря.

План работы с детьми в основном этапе проекта

День  неделиСодержание дня
ПонедельникДень знакомства (не перебивать, не оценивать, не критиковать) Представление ребенка. Оформление уголка «Звезды недели» (фото, игрушки, книги) Коммуникативные игры
ВторникДень игр. Приносит любимую игрушку, игру. Рассказывает  о ней. Обучение детей любимой игре. Играет в любимые игры, берет на себя (по желанию) роль ведущего.
СредаПознавательный день. Что интересно, о чем хотел бы рассказать, увлечения. Поделиться впечатлениями. Приносит книги, энциклопедии познавательного характера, предметы, коллекции. Настольно-печатные, дидактические игры. Спортивные достижения. Исследовательская деятельность (ребенок проводит опыты).
ЧетвергХудожественно-творческий день Чтение любимых стихов, рассказов, сказок. Индивидуальные выставки.
ПятницаЗаключительный день  Рисуем рисунки, делаем поделки для звезды Коммуникативные игры «Какие приятные слова ты хотел бы сказать» «Что хотел бы подарить, пожелать» «Я благодарю за…» «Что интересного узнал от…»

Вывод

         При проведении теоретического анализа были определены необходимые условия для развития самооценки: создание ситуации успеха; ситуация выбора; обмен ролями.
         Изучая самооценку детей старшего дошкольного возраста, была использована методика «Лесенка» В.Г. Щур. (Приложение 1)

         Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей. Образ самого себя складывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми.