• Свиридова С.А. –воспитатель
  • Мустаева Н.К. – воспитатель
  • Гавва С.В. –воспитатель

Актуальность: чтению художественной литературы детям мы уделяем много времени в нашей работе. В течение дня мы стараемся уделить книге время и на занятиях, и во время свободной деятельности детей, обязательно читаем сказки перед дневным сном детей. Чтение книги в детском саду воспитателем позволяет решить много воспитательных задач: происходит развитие речи детей, развитие воображения, слухового внимания и т.д.  В то же время чтение книги воспитателем группе детей — это все-таки коллективная деятельность детей, имеющая свой общий режим и регламент.  Чтение же книги ребенку индивидуально позволит не только реализовать цели, озвученные выше, но и создать атмосферу уюта, безопасности, единения со взрослым, позволяет малышу воспринимать прочитанное в индивидуальном темпе, обсудить личные чувства вызванные прочитанным. Совместное чтение сближает взрослого и ребенка, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Такой аспект чтения книг ребенку лежит в основе традиций семейного чтения. На сегодняшний день наблюдается снижение читательской активности родителей для своих малышей. Большинство родителей не читают детям сказок по ряду причин: недостаточно времени, считают, что дети еще слишком малы, но основная причина — зачем читать, когда можно посмотреть. А ведь для самых маленьких, чтение – это прежде всего общение с родителями.
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Задачи:
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Привлекать мам в качестве волонтеров для чтения детям вслух в ДОУ.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
Развивать связную речь ребёнка, его речевое творчество.
Ожидаемые результаты:
Возрождение традиции домашнего чтения.
Повышение интереса детей и родителей к детской художественной литературе.
Развитие активной речи детей, включенной в общение.
Развитие  понимания  речи взрослых.
Ребенок с пониманием следит за действиями героев кукольного театра, проявляет интерес к театрализованным играм, понимает игровую задачу.
Описание практики:
работая в 1 младшей группе, беседуя с родителями и наблюдая за детьми, мы предположили, что родители  очень мало читают книг своим детям. Тогда мы решили  провести анкетирование «Роль книги в семейном воспитании», чтобы убедиться, так ли это на самом деле. Из анкетных данных мы сделали вывод, что многие родители заменяют чтение с детьми просмотром мультфильмов или прослушиванием аудиосказок, часть родителей читают детям перед сном и только некоторые находят время, чтобы почитать детям в течение дня. Мы предложили родителям поучаствовать в  проекте «Книжка с мамой». Они проявили интерес и поддержали нашу идею.
Данный проект  рассчитан на 8 месяцев. Один раз в месяц мама воспитанника приходит в группу и читает выбранную сказку, используя элементы театрализации (куклы Би-ба-бо, маски, ростовые куклы, пальчиковый театр, театрализованные костюмы). В процессе чтения дети являлись непосредственными участниками деятельности. Воспитатели вели предварительную работу с родителями: показывали приемы организации двигательной активности детей во время чтения, приемы организации  активного слушания: смена интонаций, проигрывание прочитанного с помощью кукол, организацию театрализованных игр.
Так же была проведена работа по подготовке и предоставлению информации для родителей по теме данного проекта:
1. Консультация для родителей: «Какие книги покупать детям?», «Как выбрать книгу?»,  «Почитай мне сказку мама, или с какими книгами лучше дружить», «Что и как читать ребенку дома».
2. Информация «Как организовать домашнее чтение»,  «Как научить ребенка беречь книги», «Речевые игры в кругу семьи», «Сказка помогает развивать речь детей».
Вывод:
подводя итог данного проекта, мы пришли к выводу, что следует и дальше продолжать и совершенствовать работу в данном направлении, т.к. это дало положительные результаты, которые мы увидели из повторного анкетирования. Родители стали больше уделять времени, читая своим детям различные книги, рассматривая иллюстрации и беседуя о прочитанном. Теперь почти все родители читают книжки своим детям перед сном, а большая часть находит время почитать и в течение дня, если этого хочет малыш. Дети ярко и эмоционально стали откликаться на обыгрывание различных персонажей из сказок, проговаривать слова и даже отдельные фразы.
Заключение:
мир ребенка начинается с семьи. И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство. Важно не растерять связь семьи и книги, а укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, и чтение стало семейным делом. Ребенок ценит то время, когда мама или папа откладывают все свои дела, сажают на колени, и они вместе читают любимую книгу.