• Попова Елена Георгиевна – воспитатель
  • Поздеева Елена Владимировна – воспитатель
  • Яремчук Алена Александровна – воспитатель

Актуальность: у человека все закладывается с детства, в том числе и формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, знакомство с трудом взрослых – важное направление социально-коммуникативного развития дошкольников.
         В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно осведомлены о профессиях своих родителей, о трудовых действиях выполняемых ими, об общественной значимости труда.
Поэтому и возникла идея расширить представления детей о профессиях родителей посредством презентаций их профессий. Чем больше ребенок впитает информации через  разные виды деятельности, тем полноценней он будет проживать свое детство, обогащать свой опыт, развиваться.
Цель представляемой практики: создание условий для расширения представлений профессий родителей, открывающих возможности для  позитивной социализации и  личностного развития детей.
Задачи:
— расширить представления о профессиях родителей, их необходимости и общественной значимости;
— формировать представление о предметах и инструментах, облегчающих труд людей на производстве;
— развивать  словарный запас, умение составлять рассказы; способствовать развитию мыслительной деятельности, инициативы, воображения и творческой активности  на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
— воспитывать уважение к людям разных профессий, а также созданными ими материальным и духовным ценностям.
Приоритетные (ключевые) образовательные результаты, заданные или достигаемые в представляемой практике:
— родители являются  непосредственными участниками образовательной деятельности (провели  мастер – класс, интерактивную встречу с предоставлением презентаций, материалов, предметов, инструментов, необходимых для их профессиональной деятельности);
— дети совместно с воспитателями организовали фотовыставку «Мы гордимся Вами» — (фото с места работы родителей и рассказы детей о профессии родителей);
— создание коллекции камней, полезных ископаемых;
— лаборатория по исследованию полезных ископаемых;
— виртуальные экскурсии;
— дидактические игры «Разложи продукты на группы», «Волшебная коробка», «Кто лучше похвалит», «Чем отличается повар от кондитера»;
— изготовление родителями атрибутов и костюмов к сюжетно – ролевым играм;
— творческое задание – создание рекламы для товаров;
— центр «Кулинария» — выпечка пирогов с яблоками;
— лепка из соленого теста «Кулинарные шедевры»;
— река времени «Профессии прошлого и настоящего»;
— сюжетно – ролевые игры.
Описание практики:
практика «Агентство рекламы профессий» создана с учетом следующих принципов ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) сотрудничество Организации с семьёй;
5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
           Обсуждая в утреннем круге тему недели «Все профессии нужны, все профессии важны» дети выяснили, кем работают их родители, чем они занимаются.
          На следующем этапе использовали модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать?  Откуда можно узнать? Исходя из интересов детей, совместно было  принято решение узнать о профессии геолога, так как профессия не знакома детям. Из того, что бы могли сделать собственными руками, порадовав себя и близких – решили что –  нибудь испечь. Для этой цели надо было пригласить шеф — повара, заинтересовала профессия специалиста по рекламе.  Детям было предложено создать агентство по рекламе профессий родителей, принести их фотографии  с места работы, рассказать про их профессии и пригласить в агентство геолога, шеф- повара, специалиста по рекламе.  
           Затем беседа  с родителями и привлечение их к образовательной деятельности.
           Работа проводилась в форме интегрированного  занятия, мастер – класса, интерактивной встречи. Родители рекламировали свою профессию, представляя  презентации, рассказывали о значимости и важности своего труда, почему они решили выбрать именно эту профессию, знакомили с предметами и современными орудиями труда, играли в дидактические игры, экспериментировали, привлекали детей к своей трудовой деятельности.   Такое сотрудничество детей    с родителями,  как представителями различных профессий, способствовало,  развиваю коммуникативных, познавательно-исследовательских навыков, формированию системных знаний, явилось значимым социально — эмоциональным средством приобщения к миру взрослых.
               После рекламы своей профессии, родители пополнили  предметно – развивающую среду. Приносили фотографии для фотовыставки, презентовали коллекцию камней, компас, карту полезных ископаемых Красноярского края, детские скалки, венчики для взбивания теста, формы для печенья, рекламные буклеты,  сшили костюмы для сюжетно – ролевых игр.
          Расширился словарный запас детей. Такие встречи способствовали умению задавать вопросы,  развитию  мышления, способности устанавливать простейшие связи и отношения, вызвали интерес к трудовой деятельности взрослых, накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых. На основе приобретенного опыта дети   организовывали сюжетно – ролевые игры, как «Экспедиция», «Открытие ресторана»…
          Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями, большему пониманию ребенком мира взрослых. Детей переполняла гордость за своих родителей.
     Образовательный процесс рекламы профессий родителей стал увлекательной деятельностью.
Выводы:
           Благодаря эффективному взаимодействию с семьями воспитанников и  участию родителей в образовательном процессе, дети имели возможность расширить представление о  профессиях геолога, шеф- повара, кондитера, специалиста по рекламе, о их необходимости и общественной значимости; расширился их словарный запас;  сформировались позитивные установки к различным видам труда; дети  проявляют активность в процессе социализации, инициативность в разных видах деятельности; родители успешно взаимодействуют с детьми. Совместно с родителями пополнена  предметно – окружающая среда.
          Повысился  уровень развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с детьми  и педагогами.
          Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.
           В дальнейшем планируем продолжить работу по знакомству с профессиями в форме индивидуальных проектов детей совместно с родителями по их собственному выбору и желанию (Кем хотите стать? Почему? Презентация выбранной профессии. Что для этого необходимо?). Это уже будет составляющая профориентационной работы на первой ступени образования.